Форум Химиков - Энтузиастов. Химия и Химики
http://www.chemistry-chemists.com/forum/

Литературные произведения - "Скрытый смысл"
http://www.chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php?f=43&t=5752
Page 1 of 1

Author:  Volodymyr [ 18 Dec 2013 21:06 ]
Post subject:  Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Attachment:
1301335037_1301325602_1301159718_l_c4da4b2d[1].png
1301335037_1301325602_1301159718_l_c4da4b2d[1].png [ 173.63 KiB | Viewed 15478 times ]

Причем разница, в лучшем случае, раз в 10.

Author:  Trel [ 18 Dec 2013 21:24 ]
Post subject:  Re: Проблемы образования

Ну да

Author:  AF [ 19 Dec 2013 09:19 ]
Post subject:  Re: Проблемы образования

Так в этом вся природа литературоведения.
Чем более умный, талантливый и образованный литературовед/критик анализирует произведение, тем больше вторых, третьих и четвертых планов он найдет.
В т.ч. и аналогии с современной действительностью или с новой литературой, о которых автор произведения не знал вообще, т.к. давно умер...
Есть одна деталь - анализируемое произведение должно быть достойным. У Кочетова или Веры Пановой со вторым и третьим планом как-то не очень...

Author:  Volodymyr [ 19 Dec 2013 09:48 ]
Post subject:  Re: Проблемы образования

Тут речь не о фантазии.
По-моему, приписывать автору чужое трактование его слов, прежде всего, неэтично. А большинство литературоведов именно так и поступают.

Литературное произведение не несет цельную картину мира (реального или фантастического). Воспринимаемая читателем картина - результат негласного (а часто и неосознанного) договора между автором и читателем. Писатель дает только отдельные штрихи, а уже сами читатели рисуют ("конструируют") в своем воображении цельную картину того или иного произведения. Чем богаче воображение читателя, тем богаче будет эта картина.

Только литературоведам нужно не забывать, что их восприятие почти наверняка не совпадает с авторским восприятием, поэтому не стоит приписывать авторам свои мысли.

Читая романы Дюма, мы представляем себе Францию позднего средневековья, но большая часть этой картины возникает из наших стереотипов о конкретном времени и конкретной стране (иногда - в корне ошибочных), а не из фактов, изложенных в самих романах.

Author:  Volodymyr [ 19 Dec 2013 10:59 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Приведу такую аналогию: васильковое поле. Художник на картине пытается передать детали в точности (разумеется, с теми или иными особенностями). Создается цельный зрительный образ.
случай, когда рисуют синий квадрат и называют картину "Васильковое поле" я не рассматриваю.

Но если васильковое поле описано в романе - это все равно, что написать на белом холсте слова: "бескрайнее поле", "красивые васильки", "ласковое солнце" и т.п.

Сам образ, цельная картина возникает только в воображении читателя. И если какой-то критик напишет: "Изящной формой цветов автор подчеркнул богатство восприятия главного героя...", то следует, прежде всего, вспомнить, что в романе не описана какая-либо форма цветов: ни изящная, ни грубая - сказано только: "красивые васильки".
______________________________________________

Другой пример:
Quote:
Вокруг лежал воистину лунный пейзаж. Астронавт уже второй час шел по бескрайней пустыне - самой беспощадной на планете Меока системы Альдебаран. А ведь в других местах эта планета так ласкова и благоприятна для жизни...

Мы представляем себе пустыню до самого горизонта: одни видят серую, другие желтую, третьи красноватую (как на Марсе). С мелкой противной пылью или наоборот - крупным песком. Все это происходит под чужим палящим солнцем: для одних - голубым, для других - красным, для большинства - желтым, как наше земное.

Астронавт идет в массивном скафандре, как у Леонова и Армстронга, в легком скафандре современных моделей или наоборот - в обычной одежде. Астронавт использует дыхательный аппарат или наоборот - дышит местным воздухом. Как кто представит. Цвет неба для одних будет голубым, для других - желтым и т.д.

Критик, безусловно, напишет о "мужественном астронавте, который продолжает свой путь под палящим солнцем..."
А теперь внимание, ловим наши стереотипы:

1. В тексте нигде не сказано, что действие происходит днем.
2. Не сказано, что астронавту жарко и что в пустыне жарко.
3. Не сказано даже, что астронавт - человек.

Возможно, он представитель другой расы, для которой час пути - все равно, что для нас доля секунды. Этой расе может быть незнакомы наши понятия "мужественность" и "страдания". Возможно беспощадность пустыни - неотъемлемая черта мира этих существ.

Author:  O'Bu [ 19 Dec 2013 11:13 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Классика же :ay: :
Quote:
То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках».
Ну и http://lurkmore.to/Штаны_Арагорна тоже никто не отменял.

Author:  agrael [ 19 Dec 2013 14:41 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Самое страшное, когда этот "глубинный смысл" начинают искать "компетентные органы" и в результате сжигаются книги, фильмы пылятся в запасниках и т.п. Хотя иногда наоборот - боятся и не трогают! Примеры из современного - книги Олдей, многие из которых люди в длинных одеждах (особенно тот, который с фамилией известного комика), должны были анафеме предать. Или книги Иара Эльтерруса, которые можно "закрыть" по нескольким статьям УК. А Кастанеду вообще некоторые воспринимают как пособие начинающего наркомана (хотя тут наоборот - в смысл если не вчитываться)! Вот вам и смыслы...

Author:  Volodymyr [ 19 Dec 2013 16:53 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Quote:
Не так давно мне довелось ознакомиться с оригиналом доноса доцента нашего института Н., посланного в 1937 году в НКВД. Жертвой оказался заведующий кафедрой профессор HAT, один из ярких представителей отечественной аналитической химии. Доцент сообщал, что принадлежащий перу HAT учебник по весовому анализу нашпигован хулиганскими антисоветскими выпадами. Донос был отнюдь не голословен. Доказательством служила фраза: "Это снижает точность анализа литиевых и натриевых сплавов, увеличивая как азотные, так и кислородные загрязнения". Доносчик предложил чекистам прочитать первые буквы, начиная со слова "снижает" и кончая словом "азотные".

Профессор спасся, сбежав в 1937 году из Киева на Урал. Доцент Н. жил долго и умер в своей постели.

Ю.Я. Фиалков - Доля правды
http://chemistry-chemists.com/N8_2013/C ... 2.html#t22

Author:  Ing.P. [ 23 Dec 2013 21:24 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Правомерность поисков "скрытого смысла" или догадок о том, что хотел сказать автор, зависит от жанра произведения. В публицистике, наверное, искать нечего. Совсем другое дело - художественная литература (не знаю, как насчет научной фантастики). Произведения искусства тем замечательны, что в них каждый человек может находить что-то свое, а музыка без интерпретации вообще невозможна. Наиболее выдающиеся, гениальные произведения искусства - это, если так можно выразиться, универсальные шаблоны, содержащие больше, чем в них (осознанно) заложил автор. Например, в знакомом из школьной программы пушкинском "Анчаре" можно видеть не только проблемы общественных отношений (трактовка советского литературоведения), но и намек на то, что есть тайны природы, которые не следовало бы открывать. (С высоты наших сегодняшних знаний о природе так и хочется сказать: "Радиоактивность там изображена!", хотя, похоже, Пушкин совершенно не имел в виду естествоиспытателей и их открытия: http://www.poezia.ru/EditorColumn.php?sid=310).

Author:  Volodymyr [ 25 Dec 2013 11:18 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

По моему мнению, не только музыка (в которой я, увы, ничего не понимаю :( ), но и художественная литература не возможна без интерпретации читателя (слушателя). Как я уже писал, ни роман, ни рассказ не содержит цельной картины - она возникает только в воображении читателя и основывается на его личных знаниях и представлениях.

Речь немного о другом: выдавать свою личную интерпретацию произведения за мысли автора данного произведения - и неэтично, и наивно.

Неэтично приписывать собственные мысли другому человеку и наивно считать, что другие люди думают точно так же, как и вы. А ведь многие литературные критики именно так и поступают.

Многие помнят разочарование и чувство неудовлетворения, которое часто имеет место после просмотра фильмов, снятых по любимым книгам: "Робинзон Крузо", "Зверобой", "Таинственный остров" и т.д. "Солярис" режиссера Тарковского - вообще клинический случай: фильм имеет с "Солярисом" С. Лема разве что одинаковое название - на чем схожесть и заканчивается.

И это объективно: видение той или иной книги режиссером, сценаристом, актерами и т.п. почти наверняка будет отличаться от вашего видения - равно как и от видения автора. А если учесть, что режиссеры и сценаристы часто любят вставить свое кривое перо в авторский текст, то становится неудивительно, почему подобные фильмы порой бывает трудно досмотреть до конца.
_________________________________

По поводу поиска "Скрытого смысла" там, где его нет, С. Лем написал едкий рассказ "Гигамеш" viewtopic.php?p=81474#p81474, который представляет собой рецензию на несуществующую книгу.

Author:  O'Bu [ 25 Dec 2013 13:13 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Дарья Донцова вспоминает свое детство:
Quote:
И Катаев очень трепетно к детям относился. Нам в школе задали сочинение «О чем думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть «Белеет парус одинокий». Я пошла к нему и попросила рассказать. И он написал для меня сочинение. Я его честно переписала и… к своему удивлению получила двойку. А в тетради учительница красной ручкой начеркала: «Катаев совсем не об этом думал!». Я, конечно, этот текст показала Катаеву, и он был очень удивлен.
Ну да, учительнице, конечно, виднее... :)

Author:  radical [ 26 Dec 2013 22:36 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

Vladimir wrote:
"Солярис" режиссера Тарковского - вообще клинический случай: фильм имеет с "Солярисом" С. Лема разве что одинаковое название - на чем схожесть и заканчивается.

Это вы еще американский фильм не смотрели :)

Как сказать, тот кусок, где Кельвин впервые прилетает на станцию и знакомится с ее обитателями, вполне по книге.
Лем еще много описывал сам Солярис, его природу и явления, в фильме этого нет, нет даже упоминания о двух солнцах Соляриса.

Author:  stas [ 28 Dec 2013 14:45 ]
Post subject:  Re: Литературные произведения - "Скрытый смысл"

И Кельвина я совсем не таким представлял... У Тарковского же небритый алкаш какой-то, а не Кельвин. Да и вообще весь этот фильм - дерьмо. До конца его так и не досмотрел.

Page 1 of 1 All times are UTC [ DST ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/