На главную страницу сайта Опыты по химии Химический Юмор. Научный Юмор Опыты по физике    



Форум Химиков - Энтузиастов. Химия и Химики

Эксперименты по Химии - Практическая Химия - Книги по Химии - Физика – Астрономия – Биология – Научный Юмор
Прежде чем отправить свое сообщение - ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ ФОРУМА.
Прежде чем создать новую тему - воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно, аналогичная тема уже есть

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013 09:01 
Не в сети
Посетитель
Посетитель

Зарегистрирован: 27 мар 2013 08:58
Сообщения: 3
Дано:

Объем ванны - 650л
Состав:

  • CuSO4 x 7H2O (80г/л)
  • H2SO4 (200г/л)
  • Cl (0.04-0.06г/л)
  • Cuprostar LP-1 (5-6мл/л)
(соотношение Sa/Sk=2/1)

Рама качания с амплитудой 30-40мм, фильтрация, барботаж.

Плотность тока 1.8А/дм.кв

Выпрямитель http://www.absolutelectronics-pcb.ru/vipryamitelitoka/130-vipryamiteli-toka/53-statya-vipryamiteli-toka-kraft (Flex Kraft)[/b]

Заготовка 14дм.кв.


Не устраивает: крупнокристаллическая структура меди получается разрыхленная(неравномерная упакованность кристаллов)

Подскажите как исправить ситуацию. Пытаемся подобрать режимы выпрямителя, пока стоим на месте(да и оттолкнуться не от чего)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013 15:55 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2012 00:42
Сообщения: 2696
Откуда: Черкасская обл
С сернокислотного электролита, да еще на грани мах плотности качества не получите. Нужно комплексные электролиты. Вот, мною опробирован этот состав, конечно, уступает сложным комплексным, но тем не менее на четверочку работает . Качество значительно лучше простого сернокислотного. Вместо ЛТИ в качестве блезкообразователя я использовал тиокарбамид с дисульфонафталином.

Учитывая, что покрытие толстое, фольга от 25 мкм, (тоньше не знаю), то тут надо держать мин ток, и использовать реверсивный режим.

Цитата:
Рама качания с амплитудой 30-40мм, фильтрация, барботаж.

Фильтрация, это надо, а вот режим качания и барботаж, это по моему излишне. Барботаж, он для охлаждения, а сопротивление электролитов меднения не велико, и разогрева практически нет. А зачем Вам качание? Можно на ванну укрепить вибратор, для удаления пузырьков воздуха с заготовки, хотя, и это не обязательно.


Вложения:
0.JPG
0.JPG [ 56.67 Кб | Просмотров: 10851 ]
Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013 16:21 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2009 11:17
Сообщения: 6523
Откуда: Новосибирск
Да нет, для печатных плат используют именно сернокислый электролит с блеск.добавками. В этой фирменной добавке весь смысл. И обращаться по неполадкам надо на фирму. Пробовал я добавки ЭПИ-КМ УЛЬТРА, потом плюнул и вернулся к советской ЛТИ + ОС-20.
Кстати, реверс при добавках у меня не шёл ни при каких обстоятельствах, максимум - постоянный ток с паузами.
А качание нужно для обновления электролита в отверстиях.

_________________
- Не люблю тех, которые вслух произносят один тост, а про себя думают другой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013 17:17 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2012 00:42
Сообщения: 2696
Откуда: Черкасская обл
Насчет реверса с блезкообразователем, не понятно, почему не идет. Возможно дело в блоке питания, у меня генератор тока, т.е. 20а будут и при 1в, и при 10 в на ванне.
Приведенный электролит мало отличается от сернокислотного, за исключением, содержания сульфата аммония, и за счет комплекса, который не оч и стойкий, качество повышается.
Вот, работа этого электролита, без блескообразователя, вверху, фрагмент холодильника Либиха , вырощеный с режимом реверса (1:5, ток не меняется), внизу – фрагмент поисковой катушки металлоискателя, без режима реверса, плотности тока примерно одинаковы, но качество покрытия – отличается сильно. Но, для поисковой катушки, которая впослетствии заливается в пластик, это не существенно. На поверхности холодильника черные линии- это попытка нанести рисунок, типа гравировки.


Вложения:
0.JPG
0.JPG [ 69.46 Кб | Просмотров: 10840 ]
0_.JPG
0_.JPG [ 78.86 Кб | Просмотров: 10840 ]
Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013 18:10 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2012 00:42
Сообщения: 2696
Откуда: Черкасская обл
antabu писал(а):
.
А качание нужно для обновления электролита в отверстиях.

Стоп! С малой рассеивающей способностью сернокислотного электролита, какая технология позволит покрыть внутри отверстий медь? Это еще не учитывая экранный эффект. Обычно металлизация отверстий делается хим меднением, а не электрохим.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013 23:35 
Не в сети
Участник
Участник

Зарегистрирован: 12 авг 2012 16:26
Сообщения: 373
Это не металлизация, это наращивание меди в отверстиях по токопроводному подслою.
А РС там потому и повышенная, что меди мало, кислоты много и блескообразователь сильно помогает.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 28 мар 2013 00:16 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2012 00:42
Сообщения: 2696
Откуда: Черкасская обл
Наращивание, как я считаю, и есть металлизация. Вот, реверсивный режим бы сильно помог, В отверстиях общий рост был бы выше, чем на поверхности. Но , диаметр отверстия обычно ок 1 мм, если толщина текстолита 0.5 мм, еще возможно наращивание, а вот, как быть, если текстолит толщиной 1мм, или больше? Не думаю, что хватит рассеивающей способности сернокислотного электролита.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 28 мар 2013 00:48 
Не в сети
Участник
Участник

Зарегистрирован: 12 авг 2012 16:26
Сообщения: 373
О терминологии спорить не будем :)
Он в реверсе и делает http://forum.galvanik.ru/index.php?show ... 6416&st=0&
Поверьте, органика в электролитах действительно творит чудеса (РС цианистых не добиться, но приблизиться где-то можно), для РС и состав такой "погнутый" - электропроводности побольше, катионов меди - поменьше.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 28 мар 2013 01:49 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 янв 2012 00:42
Сообщения: 2696
Откуда: Черкасская обл
Леша гальваник писал(а):
О терминологии спорить не будем :)
Он в реверсе и делает http://forum.galvanik.ru/index.php?show ... 6416&st=0&
Поверьте, органика в электролитах действительно творит чудеса (РС цианистых не добиться, но приблизиться где-то можно), для РС и состав такой "погнутый" - электропроводности побольше, катионов меди - поменьше.

Аналогично, что и я привел, только с добавкой сульфата аммония, я его использую для гальванопластики. А блескообразующие добавки, действительно, повышают РС.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 28 мар 2013 06:22 
Не в сети
Посетитель
Посетитель

Зарегистрирован: 27 мар 2013 08:58
Сообщения: 3
DVP писал(а):
Стоп! С малой рассеивающей способностью сернокислотного электролита, какая технология позволит покрыть внутри отверстий медь? Это еще не учитывая экранный эффект. Обычно металлизация отверстий делается хим меднением, а не электрохим.

Разумеется сначала химмеднение для получения проводящего слоя. Он тонкий. Далее идет гальваника для наращивания нужной толщины

DVP писал(а):
Но , диаметр отверстия обычно ок 1 мм, если толщина текстолита 0.5 мм, еще возможно наращивание, а вот, как быть, если текстолит толщиной 1мм, или больше? Не думаю, что хватит рассеивающей способности сернокислотного электролита.

1мм это даже много, мы делаем платы 5-го класса сложности. Отверстия до 0.2, многослойка достигает толщины 2.5мм


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гальваническое меднение печатных плат
СообщениеДобавлено: 28 мар 2013 06:28 
Не в сети
Посетитель
Посетитель

Зарегистрирован: 27 мар 2013 08:58
Сообщения: 3
В общем, эмпирически подобрал правильный режим при котором осаждение идеально(плюс отключил барбатаж и немного уменьшил качание)

- Нарастание прямого тока от 0 до 100% - 20сек
- Убывание до 0 - 20сек
- Убывание до -30% - 2сек
- Возрастание до 0 - 2сек
- Повтор

Всем большое спасибо за ответы :)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

[Сообщить об ошибке, испорченном вложении, битой ссылке]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group