Форум Химиков - Энтузиастов. Химия и Химики
http://www.chemistry-chemists.com/forum/

О "стерильности мозгов"
http://www.chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=3017
Page 1 of 3

Author:  Axel Bruns [ 04 Apr 2012 06:01 ]
Post subject:  О "стерильности мозгов"

Химики, в обсуждении темы "Нужен ли талант в химии" всплыл вопрос о "стерильных мозгах" - viewtopic.php?f=43&t=2649&p=49297#p49297

Себя считаю, обладателем именно таких мозгов. С детства говорили, что если хочешь быть умным нужно много читать. Пробовал - получились "стерильные мозги + каша в голове" и когда сталкиваюсь с тем, чего не читал - то все, ступор...проблему ни как не решаю.
И посетила такая мысль, что сколько бы не читал - в интернете информации все равно больше.

«Книжный шкаф знает о физике больше меня, но он не физик, а я – физик» - Петр Лебедев

Так все же...Как бороться со "стерильностью" мозгов, сделать их развитыми и производительными.

Заранее спасибо за Ваши мнения!

Author:  Моня Квасов [ 04 Apr 2012 08:51 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Раньше, до времен интернета (а сейчас сохранился?), водился типаж людей: «ходячая энциклопедия»; так их называли. Отличались великолепной памятью на факты, мнения и суждения из книжек, могли тут же по возникшему поводу изречь кто–что сказал и где это написано. Иногда были полезны в качестве быстрой справки, иногда сильно доставали занудством.
Что характерно, терялись в ситуациях, требовавших неординарного подхода и/или практического опыта, на которые не было готового клише из кого-нибудь «решебника». Все «энциклопедии» в голове вставали раком и не пущали творческую мысль.

Author:  Volodymyr [ 04 Apr 2012 12:20 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать.

Author:  FTOR [ 04 Apr 2012 12:35 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Ответ на ваш вопрос (очень важный вопрос!) лежит в плоскости психологии познания и каждый с ним когда-либо сталкивался.
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого спо­собного человека мало чего стоит без хорошего образо­вания. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс.
Знание как абстракция это ступень связанных процессов, это закон выраженный в формуле:
"Знание-умение-навык-опыт"
Восхождение по этой лестнице есть процесс стадийный, основанный на диалектических закономерностях по типу "переход количества в качества". Что до меня то я считаю, что даже самый "неспособный человек" при грамотной работе над собой способен достичь вершин.
Ну а что собственного говоря такое понятие как "знать"? Ответ смотрим в советском учебнике по педагогике.

Знать изучаемый материал—значит:
уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;
уметь воспроизводить его в сокращенном виде;
уметь выделять в материале главные положения;
уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и других теоретических обобщений;
уметь доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;
уметь отвечать па прямые и косвенные вопросы по изученному материалу;
уметь расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде;
уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;
уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
уметь применять полученные знания на практике, т. е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;
уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;
уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;
уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение

Всего-то....

Author:  FTOR [ 04 Apr 2012 12:37 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Главное не путать сие понятие с понятием "творческая воля", а вот над ним сотни людей уже сотни лет ломают копья своих теорий...

Author:  Axel Bruns [ 04 Apr 2012 13:20 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Vladimir wrote:
Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать.

Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести?
Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить.

Author:  Axel Bruns [ 04 Apr 2012 13:27 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

[quote="FTOR"]
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого спо­собного человека мало чего стоит без хорошего образо­вания. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс.
Знание как абстракция это ступень связанных процессов, это закон выраженный в формуле:
"Знание-умение-навык-опыт"
Восхождение по этой лестнице есть процесс стадийный, основанный на диалектических закономерностях по типу "переход количества в качества". Что до меня то я считаю, что даже самый "неспособный человек" при грамотной работе над собой способен достичь вершин.[quote="FTOR"]

А как грамотно работать над собой?
Приведу пример из собственной жизни: было время, когда всерьез увлекался всякими гороскопами, гаданиями, мантрами и прочей лабудой...Потратил много времени и даже материальных средств....Работать над собой я хотел, только энергию вложил совершенно не туда. А сколько книг перечитал с названиями "супер-пупер-мега-секретные" и получил "тупые" и отдаленные знания о мире, науке, жизни и всем...Объективно считаю себя "тдегенеративным поколением Пепси". Пока советские учебники, как глоток свежего воздуха и мелкими шажками пытаюсь все свое "захламленное" мышление наладить.

Author:  machdems [ 04 Apr 2012 13:33 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Axel Bruns wrote:
Vladimir wrote:
Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать.

Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести?
Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить.


Мне когда-то говорили, сначала вызубри, а понимание придет попозже.

Честно говоря, иногда так и выходило.

Author:  FTOR [ 04 Apr 2012 13:38 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Грамотно значит методично. Следуйте начальному принципу: "Знать о немногом много и о многом немного". Цель: ученый-энциклопедист.
Мой совет наверное банален и всё же: Читать, как можно больше читать! Всё подряд (по естествознанию конечно). И со временем количество прочитанного перейдет в качество знания читающего. Не существует на земле таких людей на кого бы не действовал данный принцип, за исключением больных духом людей.

Author:  FTOR [ 04 Apr 2012 13:44 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Коллеги я не могу понять одного: что вам от знания нужно-то?
По себе лишь скажу, я не стремлюсь вывести какие-то оригинальные законы, сделать прорыв, перевернуть мир и.т.д.
Моя главная цель это сам процесс познания - это тонкий наркотик, это страсть посильнее других страстей, я "пью книги" с наслаждение и от этого еще больше хочу пить. Старайтесь возбудить в себе это чувство и оно приведет вас к новой победе.

Вспоминается интересная метафора: "Познать бога через его творения.."

Author:  Volodymyr [ 04 Apr 2012 14:20 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Axel Bruns wrote:
Vladimir wrote:
Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать.

Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести?
Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить.

Для умения думать нужны две вещи: желание и базовый багаж знаний (без него - никуда).

Понимание - как раз самое важное: тогда и необходимость запоминания часто отпадает. Поэтому и так важны хорошие учебники - которые не просто дают факты, а объясняют их смысл.

Author:  Axel Bruns [ 04 Apr 2012 14:41 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Vladimir, ох :) пользуясь моментом спрошу, каким Вы, как химик, считаете "базовый багаж знаний" в химии?
Писателям ведь задают вопросы, типа: назовите 3 книги, которые должен, по Вашему мнению прочитать каждый? А Вам такой вопрос можно задать, ну только относительно химии?

И мнение остальных форумчан, мне очень интересно. Можно и не о химии, а вобще, если кто-то хотел бы высказаться.

Author:  Volodymyr [ 04 Apr 2012 16:10 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Axel Bruns wrote:
Vladimir, ох :) пользуясь моментом спрошу, каким Вы, как химик, считаете "базовый багаж знаний" в химии?
Писателям ведь задают вопросы, типа: назовите 3 книги, которые должен, по Вашему мнению прочитать каждый? А Вам такой вопрос можно задать, ну только относительно химии?

И мнение остальных форумчан, мне очень интересно. Можно и не о химии, а вобще, если кто-то хотел бы высказаться.

Для начала научно-популярные книги. Немало из них я собрал в список
http://chemistry-chemists.com/Uchebniki ... nChem.html
(разумеется, не обязательно читать абсолютно все - хватит и нескольких книг)

Потом для заполнения пробелов учебники (сначала - школьные, потом - для среднего уровня и университетские)
http://chemistry-chemists.com/Uchebniki.html

Насчет моего конкретного случая такими книгами были
Э. Гроссе, X. Вайсмантель Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты.
О. Ольгин. Опыты без взрывов
М.Д. Василега Цікава хімія.
О.І. Астахов Цікаві роботи з хімії.
Б.В. Мартыненко Кислоты-Основания.
С. И. Венецкий О редких и рассеянных. Рассказы о металлах.
А. Азимов Мир Углерода
А. Азимов Мир Азота
И.В. Петрянов-Соколов (ред.) Популярная библиотека химических элементов

и другие

Author:  antabu [ 04 Apr 2012 22:31 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Интересный типаж в отношении к знаниям и логике - Шерлок Холмс.

Author:  Volodymyr [ 04 Apr 2012 22:36 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

У Артура Конан Дойла один из главных его персонажей сильно идеализирован. В жизни вряд ли посчастливится встретить такого человека.

Author:  Моня Квасов [ 05 Apr 2012 09:45 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Vladimir wrote:
Axel Bruns wrote:
Vladimir wrote:
Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать.

Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести?
Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить.

Для умения думать нужны две вещи: желание и базовый багаж знаний (без него - никуда).
Понимание - как раз самое важное: тогда и необходимость запоминания часто отпадает. Поэтому и так важны хорошие учебники - которые не просто дают факты, а объясняют их смысл.

Кроме всего прочего, врожденные качества личности способствуют мышлению или наоборот. У одних мысли рождаются и живут, у других — гибнут.

Author:  Axel Bruns [ 05 Apr 2012 10:32 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

А шахматы - это прежде всего игра или инструмент развития мозга и мышления?

Author:  DVP [ 05 Apr 2012 11:00 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Axel Bruns wrote:
А шахматы - это прежде всего игра или инструмент развития мозга и мышления?

Борис Штерн «Безумный король»
Quote:
Уверен,знаю, что большие шахматисты ненавидят шахматы, но бросить игру не могут, потому что в шахматах смоделирована сама жизнь - с победами, поражениями, надеждой, скукой, болезнями, безденежьем и гибелью. Бросить шахматы для гроссмейстера - значит, покончить с жизнью. Профессиональные шахматисты отличаются от простых смертных только тем, что намного ходов вперед могут просчитывать передвижение деревянных фигур по черно-белым клеткам; а в остальном они такие, как все...

Это, как относиться к ним. Для одного, это игра, для другого способ и инструмент развития мышления, а третий без шахмат не видит смысла в жизни.

Author:  AITap [ 13 May 2012 01:39 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

Проблему неумения думать можно воспринимать как часть проблемы неумения работать. Например, у меня такая же проблема, как у автора темы: просто не могу заставить себя работать. Что это? Лень? Недостаточное (само)воспитание?

В журнале "Химия и Жизнь 21 век" недавно прочитал статью преподавателя одного технического ВУЗа, который наблюдает похожие проблемы у большинства своих новых студентов (я тоже "новый студент"). В качестве причин он приводит изменение структуры мышления, переход к "многозадачности" и привычку воспринимать аудиовизуальную, а не текстовую информацию.
Не то чтобы это как-то оправдывает меня и моих товарищей по несчастью, но, как говорится в анекдоте, должен же быть порядок на корабле? Меня как-то ещё можно исправить?

Author:  Моня Квасов [ 13 May 2012 04:08 ]
Post subject:  Re: О "стерильности мозгов"

AITap wrote:
Проблему неумения думать можно воспринимать как часть проблемы неумения работать...

Рабочая скотина, как известно, работать умеет, вплоть до подыхания, а вот думать…

Page 1 of 3 All times are UTC [ DST ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/