Форум Химиков - Энтузиастов. Химия и Химики http://www.chemistry-chemists.com/forum/ |
|
О "стерильности мозгов" http://www.chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=3017 |
Page 1 of 3 |
Author: | Axel Bruns [ 04 Apr 2012 06:01 ] |
Post subject: | О "стерильности мозгов" |
Химики, в обсуждении темы "Нужен ли талант в химии" всплыл вопрос о "стерильных мозгах" - viewtopic.php?f=43&t=2649&p=49297#p49297 Себя считаю, обладателем именно таких мозгов. С детства говорили, что если хочешь быть умным нужно много читать. Пробовал - получились "стерильные мозги + каша в голове" и когда сталкиваюсь с тем, чего не читал - то все, ступор...проблему ни как не решаю. И посетила такая мысль, что сколько бы не читал - в интернете информации все равно больше. «Книжный шкаф знает о физике больше меня, но он не физик, а я – физик» - Петр Лебедев Так все же...Как бороться со "стерильностью" мозгов, сделать их развитыми и производительными. Заранее спасибо за Ваши мнения! |
Author: | Моня Квасов [ 04 Apr 2012 08:51 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Раньше, до времен интернета (а сейчас сохранился?), водился типаж людей: «ходячая энциклопедия»; так их называли. Отличались великолепной памятью на факты, мнения и суждения из книжек, могли тут же по возникшему поводу изречь кто–что сказал и где это написано. Иногда были полезны в качестве быстрой справки, иногда сильно доставали занудством. Что характерно, терялись в ситуациях, требовавших неординарного подхода и/или практического опыта, на которые не было готового клише из кого-нибудь «решебника». Все «энциклопедии» в голове вставали раком и не пущали творческую мысль. |
Author: | Volodymyr [ 04 Apr 2012 12:20 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать. |
Author: | FTOR [ 04 Apr 2012 12:35 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Ответ на ваш вопрос (очень важный вопрос!) лежит в плоскости психологии познания и каждый с ним когда-либо сталкивался. Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Знание как абстракция это ступень связанных процессов, это закон выраженный в формуле: "Знание-умение-навык-опыт" Восхождение по этой лестнице есть процесс стадийный, основанный на диалектических закономерностях по типу "переход количества в качества". Что до меня то я считаю, что даже самый "неспособный человек" при грамотной работе над собой способен достичь вершин. Ну а что собственного говоря такое понятие как "знать"? Ответ смотрим в советском учебнике по педагогике. Знать изучаемый материал—значит: уметь осмысленно и полностью его воспроизводить; уметь воспроизводить его в сокращенном виде; уметь выделять в материале главные положения; уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и других теоретических обобщений; уметь доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений; уметь отвечать па прямые и косвенные вопросы по изученному материалу; уметь расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде; уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами; уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу; уметь применять полученные знания на практике, т. е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания; уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным; уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов; уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение Всего-то.... |
Author: | FTOR [ 04 Apr 2012 12:37 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Главное не путать сие понятие с понятием "творческая воля", а вот над ним сотни людей уже сотни лет ломают копья своих теорий... |
Author: | Axel Bruns [ 04 Apr 2012 13:20 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Vladimir wrote: Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать. Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести? Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить. |
Author: | Axel Bruns [ 04 Apr 2012 13:27 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
[quote="FTOR"] Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Знание как абстракция это ступень связанных процессов, это закон выраженный в формуле: "Знание-умение-навык-опыт" Восхождение по этой лестнице есть процесс стадийный, основанный на диалектических закономерностях по типу "переход количества в качества". Что до меня то я считаю, что даже самый "неспособный человек" при грамотной работе над собой способен достичь вершин.[quote="FTOR"] А как грамотно работать над собой? Приведу пример из собственной жизни: было время, когда всерьез увлекался всякими гороскопами, гаданиями, мантрами и прочей лабудой...Потратил много времени и даже материальных средств....Работать над собой я хотел, только энергию вложил совершенно не туда. А сколько книг перечитал с названиями "супер-пупер-мега-секретные" и получил "тупые" и отдаленные знания о мире, науке, жизни и всем...Объективно считаю себя "тдегенеративным поколением Пепси". Пока советские учебники, как глоток свежего воздуха и мелкими шажками пытаюсь все свое "захламленное" мышление наладить. |
Author: | machdems [ 04 Apr 2012 13:33 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Axel Bruns wrote: Vladimir wrote: Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать. Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести? Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить. Мне когда-то говорили, сначала вызубри, а понимание придет попозже. Честно говоря, иногда так и выходило. |
Author: | FTOR [ 04 Apr 2012 13:38 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Грамотно значит методично. Следуйте начальному принципу: "Знать о немногом много и о многом немного". Цель: ученый-энциклопедист. Мой совет наверное банален и всё же: Читать, как можно больше читать! Всё подряд (по естествознанию конечно). И со временем количество прочитанного перейдет в качество знания читающего. Не существует на земле таких людей на кого бы не действовал данный принцип, за исключением больных духом людей. |
Author: | FTOR [ 04 Apr 2012 13:44 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Коллеги я не могу понять одного: что вам от знания нужно-то? По себе лишь скажу, я не стремлюсь вывести какие-то оригинальные законы, сделать прорыв, перевернуть мир и.т.д. Моя главная цель это сам процесс познания - это тонкий наркотик, это страсть посильнее других страстей, я "пью книги" с наслаждение и от этого еще больше хочу пить. Старайтесь возбудить в себе это чувство и оно приведет вас к новой победе. Вспоминается интересная метафора: "Познать бога через его творения.." |
Author: | Volodymyr [ 04 Apr 2012 14:20 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Axel Bruns wrote: Vladimir wrote: Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать. Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести? Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить. Для умения думать нужны две вещи: желание и базовый багаж знаний (без него - никуда). Понимание - как раз самое важное: тогда и необходимость запоминания часто отпадает. Поэтому и так важны хорошие учебники - которые не просто дают факты, а объясняют их смысл. |
Author: | Axel Bruns [ 04 Apr 2012 14:41 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Vladimir, ох пользуясь моментом спрошу, каким Вы, как химик, считаете "базовый багаж знаний" в химии? Писателям ведь задают вопросы, типа: назовите 3 книги, которые должен, по Вашему мнению прочитать каждый? А Вам такой вопрос можно задать, ну только относительно химии? И мнение остальных форумчан, мне очень интересно. Можно и не о химии, а вобще, если кто-то хотел бы высказаться. |
Author: | Volodymyr [ 04 Apr 2012 16:10 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Axel Bruns wrote: Vladimir, ох пользуясь моментом спрошу, каким Вы, как химик, считаете "базовый багаж знаний" в химии? Писателям ведь задают вопросы, типа: назовите 3 книги, которые должен, по Вашему мнению прочитать каждый? А Вам такой вопрос можно задать, ну только относительно химии? И мнение остальных форумчан, мне очень интересно. Можно и не о химии, а вобще, если кто-то хотел бы высказаться. Для начала научно-популярные книги. Немало из них я собрал в список http://chemistry-chemists.com/Uchebniki ... nChem.html (разумеется, не обязательно читать абсолютно все - хватит и нескольких книг) Потом для заполнения пробелов учебники (сначала - школьные, потом - для среднего уровня и университетские) http://chemistry-chemists.com/Uchebniki.html Насчет моего конкретного случая такими книгами были Э. Гроссе, X. Вайсмантель Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. О. Ольгин. Опыты без взрывов М.Д. Василега Цікава хімія. О.І. Астахов Цікаві роботи з хімії. Б.В. Мартыненко Кислоты-Основания. С. И. Венецкий О редких и рассеянных. Рассказы о металлах. А. Азимов Мир Углерода А. Азимов Мир Азота И.В. Петрянов-Соколов (ред.) Популярная библиотека химических элементов и другие |
Author: | antabu [ 04 Apr 2012 22:31 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Интересный типаж в отношении к знаниям и логике - Шерлок Холмс. |
Author: | Volodymyr [ 04 Apr 2012 22:36 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
У Артура Конан Дойла один из главных его персонажей сильно идеализирован. В жизни вряд ли посчастливится встретить такого человека. |
Author: | Моня Квасов [ 05 Apr 2012 09:45 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Vladimir wrote: Axel Bruns wrote: Vladimir wrote: Под "стерильностью" чаще понимают не отсутствие знаний, а отсутствие умения (и желания) думать. Vladimir, по поводу "умения думать" - как этот навык приобрести? Где то читал на физических форумах, что парень после "Фейнмановских лекций по физике" смог всю электродинамику вывести, не изучая ее отдельно. Я вот так не могу, формулы лишь учу, а понять их исходя из каких то принципов не получается. Вывод: не умею думать, умею только зубрить. Для умения думать нужны две вещи: желание и базовый багаж знаний (без него - никуда). Понимание - как раз самое важное: тогда и необходимость запоминания часто отпадает. Поэтому и так важны хорошие учебники - которые не просто дают факты, а объясняют их смысл. Кроме всего прочего, врожденные качества личности способствуют мышлению или наоборот. У одних мысли рождаются и живут, у других — гибнут. |
Author: | Axel Bruns [ 05 Apr 2012 10:32 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
А шахматы - это прежде всего игра или инструмент развития мозга и мышления? |
Author: | DVP [ 05 Apr 2012 11:00 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Axel Bruns wrote: А шахматы - это прежде всего игра или инструмент развития мозга и мышления? Борис Штерн «Безумный король» Quote: Уверен,знаю, что большие шахматисты ненавидят шахматы, но бросить игру не могут, потому что в шахматах смоделирована сама жизнь - с победами, поражениями, надеждой, скукой, болезнями, безденежьем и гибелью. Бросить шахматы для гроссмейстера - значит, покончить с жизнью. Профессиональные шахматисты отличаются от простых смертных только тем, что намного ходов вперед могут просчитывать передвижение деревянных фигур по черно-белым клеткам; а в остальном они такие, как все... Это, как относиться к ним. Для одного, это игра, для другого способ и инструмент развития мышления, а третий без шахмат не видит смысла в жизни. |
Author: | AITap [ 13 May 2012 01:39 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
Проблему неумения думать можно воспринимать как часть проблемы неумения работать. Например, у меня такая же проблема, как у автора темы: просто не могу заставить себя работать. Что это? Лень? Недостаточное (само)воспитание? В журнале "Химия и Жизнь 21 век" недавно прочитал статью преподавателя одного технического ВУЗа, который наблюдает похожие проблемы у большинства своих новых студентов (я тоже "новый студент"). В качестве причин он приводит изменение структуры мышления, переход к "многозадачности" и привычку воспринимать аудиовизуальную, а не текстовую информацию. Не то чтобы это как-то оправдывает меня и моих товарищей по несчастью, но, как говорится в анекдоте, должен же быть порядок на корабле? Меня как-то ещё можно исправить? |
Author: | Моня Квасов [ 13 May 2012 04:08 ] |
Post subject: | Re: О "стерильности мозгов" |
AITap wrote: Проблему неумения думать можно воспринимать как часть проблемы неумения работать... Рабочая скотина, как известно, работать умеет, вплоть до подыхания, а вот думать… |
Page 1 of 3 | All times are UTC [ DST ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |